"ЭКСПЕРИМЕНТ" В ЗАЯВКЕ ИК-2021 - ВЗГЛЯД В. КАПГЕРА

Категория: 
Интернет-конкурс: 

Размышления о соразмерности стилистических заимствований в Авторской песне (на правах открытого письма).

Здравствуйте, уважаемые коллеги и соратники по цеху. Приветствую всех создателей данного ресурса и его неравнодушных посетителей.

С глубоким интересом изучаю материалы сайта КСП «Самарские барды» и XVI «Международного Интернет-конкурса бардовской песни» и обнаруживаю много важных наблюдений и обобщений, касающихся судьбы жанра бардовской песни, с которым связана и моя жизнь. Вдохновлённый идеями, высказанными авторами материалов, я решил тоже, по возможности кратко, представить некоторые соображения тем коллегам, которым моё мнение может показаться интересным.

Во-первых (в качестве преамбулы), изучая «Декларацию» сайта, я обрадовался, обратив внимание на ясное определение Бардовской песни как ЖАНРА. Но возникает вопрос: жанра ЧЕГО? На протяжении трёх последних лет я неоднократно выступал на наших песенных форумах с семинарами, на которых предлагал, наконец, разобраться с путаницей в определениях, царящей в нашем искусстве. В своё время, заинтересовавшись темой, я наткнулся на заявление Юрия Лореса, что АВТОРСКУЮ песню, судя по её родовым признакам, неправильно определять как «жанр» искусства. Она представляет собой стилистически более широкий феномен, являясь ВИДОМ песенного искусства. Потом выяснилось, что это открытие не только одного Юры, сходные взгляды высказывал Игорь Михалёв. А ещё ранее, в 1980 году, в ходе подготовки издания известного сборника «Нерв», наш крупный критик и литературовед Вадим Кожинов, отвергая попытки «улучшить» песенные тексты Высоцкого, подогнав их под нормы литературного стихосложения, заявил (не впервые ли?): «Песни Высоцкого нельзя так корректировать, потому что ЭТО ДРУГОЙ ВИД ИСКУССТВА».

Таким образом, если эта мысль верна, то Авторскую песню следовало бы рассматривать как ВИД песенного искусства, в составе которого обнаруживается множество ЖАНРОВ. И одним из базовых жанров представляется Бардовская песня.

По-моему, таким образом, снимается путаница, и всё встаёт на места.

В свете данного соображения возникает тревожный вопрос: а не нуждается ли тогда в корректировке название «Международного Интернет-конкурса бардовской песни», являющегося, в сущности, исторически первым интернет-конкурсом АП? Ведь, судя по положениям «Декларации» и конкурса, охват мероприятия включает весь спектр АВТОРСКОЙ песни, а не только Бардовский жанр. Думаю, что противоречия в данном случае нет, так как именно Бардовская песня и является базовым, «классическим», направлением АП, определяющим её основную суть и задающим идейно-художественные ориентиры и стандарты нашего искусства. И, кроме того, название соответствует сложившейся на сегодняшний день традиции именовать всех представителей АП бардами, к какому бы жанру АП ни относились результаты их творчества, другого термина пока нет.

Ни в коей мере не претендуя на «авторитетность» своего мнения и ни на чём не настаивая, я только хочу обратить внимание заинтересованных единомышленников на открытие такого интересного взгляда на стилистическую структуру Авторской песни и её соотношение с Бардовской. По-моему, данный подход заслуживает внимания и обсуждения.

А теперь, во-вторых (основная часть).

«Преамбула» представлена мной для того, чтобы попытаться внятно (с этой позиции глядя) разобрать проблему стилистического разнообразия и жанровых границ Авторской песни. На сайте Конкурса есть рубрика «Стилистические направления - новинка сезона 2021!», где выделены 2 категории: «классика» и «эксперимент». Действительно, давно

пора разобраться, что собой представляет «классическая» АП, какие родовые признаки и художественные черты выделяют её в общем море песенной культуры нашей страны. И определить их следует с максимально возможной ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ точностью. Время, когда можно было пользоваться формулами «умная песня для умных людей», «музыкальное интонирование стихов» или «исполнение стихов под ритмическую основу» прошло: наше искусство достаточно «повзрослело» для того, чтобы МЫ научились отличать его от иных (иногда весьма похожих) песенных форм.

Понятно, что любое искусство – живая река, изменяющаяся и развивающаяся в пространстве и времени. Нельзя требовать изобретения «алгебраических» формул для строгого отграничения одного искусства от другого, так как у любого из них есть «классическая» «стремнина», а есть перефирийные области, граничащие и пересекающиеся с родственными направлениями творчества. Но, продолжая аналогию с рекой, заметим, что и у реки есть выраженный фарватер, есть плёсы, отмели, берега, и прочие участки течения.

Важный момент: АП обладает исключительной способностью заимствовать художественные и стилистические приёмы из других видов искусства, перерабатывать их, оставаясь самой собой. Эта способность, конечно, не является абсолютным приоритетом АП. И в других песенных направлениях встречаются примеры стилистических смешений, заимствований. Однако там эти опыты носят очень ограниченный характер и воспринимаются в качестве именно «гостевого эксперимента». Например, Шарль Азнавур исполняет несколько песен в русском и цыганском ключе. У Джимми Моррисона есть изумительная стилизация «Spanish Girl» с использованием фламенкийских мотивов. Но при этом данные номера никак не превращают Азнавура в русского цыгана, а Моррисона в астурийского гитариста. Первый остаётся классическим шансонье, а второй великим рок-музыкантом.

Но нас-то, прежде всего, интересует судьба нашего искусства.

Заимствование приёмов и интонаций у своих «творческих партнёров» (рока, джаза, кантри, блюза, этно и т.д.) с целью обогащения художественного арсенала выразительных средств вовсе не предосудительно. И даже благотворно. Однако, при этом, следует понять и почувствовать: за какой границей стилистическое заимствование уже трансформирует АП в ДРУГОЕ искусство.

Если меня спросят: а зачем это делать? – отвечу вопросом: а зачем это сделано ВО ВСЕХ ДРУГИХ видах искусства? Затем, чтобы не изменить творческим ориентирам, не дать превратить наш уникальный жанр в «смазь вселенскую». Представим себе, что на фортепьянный конкурс им. Чайковского заявится, допустим, Джерри Ли Льюис (блистательный рок-пианист!). Возможно, своим артистизмом, обаянием и драйвом он затмит всех конкурентов. Но его просто не пустят на сцену.

А у нас почти на всех конкурсах запросто пропускают – прекрасных ребят! – но не имеющих отношения к АП. У пианистов есть чёткие критерии отбора, а у нас пока что нет.

А потому хорошо, что в данном конкурсе этот вопрос поставлен принципиально: экспериментируйте, ребята, обогащайте арсенал, но не затмевайте аранжировками, орнаментикой и физиологическими ритмами главного - высокого поэтического слова, наполненного созидательным, гуманитарным смыслом и чувством, не подменяйте искренность актёрством и эпатажем.

Авторская песня опасно восприимчива. Современные русские барды смело экспериментируют, используя стилистические мотивы и инструментарий практически всех сценических направлений. Играют с составами самых разнообразных комбинаций. Барды давно ведут активный поиск адекватных вариантов аранжировки своих песен для расширения круга аудитории и освоения новых творческих пространств.

Ещё Высоцкий работал с оркестром Гараняна, с гитаристами Константином Казански и Клодом Пави. Всем известны давние разработки оркестровок, сделанные Берковским, Никитиным. Огромную целенаправленную работу в изыскании музыкально-драматических форм воплощения Бардовской песни проводил Виктор Луферов. Эти мастера тонко чувствовали границу, за которую нельзя переступать автору, если он хочет остаться Бардом, а не превратиться в кафе-шантанного «лабуха» или тапёра на танцполе.

Как-то в далёком 1998 году я пригласил Виктора Луферова выступить в моём «бард-кабаке» - «Петровском Гульбарии». Витя, как всегда, мастерски отработал свой двухчасовой «сет», получил скромный гонорар и горько резюмировал: «Больше никогда не буду выступать перед жующей публикой».

В нынешних условиях, когда технические возможности музыкальной аранжировки и интерпретации песен возросли несоизмеримо, и эта работа стала доступной любому пользователю ПК, в особой мере возрастает и острота проблемы сохранения классического «мейнстрима» Бардовской песни от его окончательного размывания развлекательной стилистикой и превращения в очередной вид «танцевальной музыки».

Очень хочется надеяться, что задачи, поставленные организаторами и вдохновителями данного Интернет-конкурса в рубрике «классика-эксперимент» помогут внести существенный вклад в осознание и разрешение сложной проблемы «стилистического обогащения» нашего искусства.

Прошу прощения за пространность материала. Мне так и не удалось выполнить поставленную перед самим собой задачу – быть максимально кратким. Но, учитывая масштабность вопроса (диссертацией не обойдёшься!), и данный формат, по-моему, тоже подвиг.

Спасибо всем, у кого хватило заинтересованности и терпения дочитать до конца.

 

Владимир Капгер.

Александр Бушуев
Не в сети
Регистрация: 2011-01-14 21:08
Re: "ЭКСПЕРИМЕНТ" В ЗАЯВКЕ ИК-2021 - ВЗГЛЯД В. КАПГЕРА

*В нынешних условиях, когда технические возможности музыкальной аранжировки и интерпретации песен возросли несоизмеримо, и эта работа стала доступной любому пользователю ПК, в особой мере возрастает и острота проблемы сохранения классического «мейнстрима» Бардовской песни от его окончательного размывания развлекательной стилистикой и превращения в очередной вид «танцевальной музыки».
Очень верно сказано, Владимир. Многие фестивали бардовской песни уже давно демонстрируют эту тенденцию - "попсовать" на сцене: многочисленные припевы, продолжительные блюз-рок "ходы" на гитарах, даже движения на сцене в стиле Heavy metal.

Владимир Капгер
Не в сети
Регистрация: 2020-01-05 21:49
Re: "ЭКСПЕРИМЕНТ" В ЗАЯВКЕ ИК-2021 - ВЗГЛЯД В. КАПГЕРА

Спасибо, Александр. 8-)

В. Капгер