Смирнов Алексей

Название песни: 
Правые и левые
mp3 файл: 

Заходили на вираж браво.
Отстрелялись, и опять в небо.
Тот, кто давит на курок – правый!
Кто хоронится в окоп – левый!
Поливали огород «Грады».
Огрызались наугад НУРСы.
А в полках заждались награды
И пустые бланки под «грузы».

Победившим пропоют славу.
Проигравшие, ау! Где вы?!
Кто воротится назад – правый.
Кто останется лежать – левый.
Не для них придет восход, светел.
Не учить им сыновей бриться…
Разметает их войны ветер
И из памяти сотрет лица.

…расступались впереди травы.
Кто-то встал, и борт поймал в крестик!..
…тот, кто давит на курок – правый!
А для левых счет простой – «двести»!..
23.10.2016

Конкурс
Номинация: 
Полный автор
Сезон: 
2017 (12 сезон)
Этап: 
Январский этап
Тур: 
Предварительный тур
Основной тур
Лауреаты конкурса
Данные заявки
Страна: 
Россия
Город: 
Тольятти

Комментарии

Алексей, получилась яркая военная песня с острым антивоенным подтекстом.
Точно не оставило равнодушным! ))) но на мой взгляд, не будь музыкальная часть настолько простой, песня могла бы стать ещё ярче.
По стиху. В таком цельном и ровном - чуть-чуть выбиваются 2 строчки:
1) "Заждались награды" - "награды" на целый слог длиннее, чем все остальные слова в конце всех строчек. Из-за этого ломается общий метр, и неправильно встаёт ударение в слове "заждалИсь". Конечно, это идеальная рифма к слову "грады", но идёт потеря в стройности.
2) весь второй куплет - в будущем времени, и слово "разметает" тоже туда же просится - разметёт.
Это так, на правах дружеской подсказки ))))
Удачи в конкурсе!
С уважением, Артур

+1
0
-1
Оцените комментарий

Поздравляю Алексей! Отличная работа.Лаконично , ярко, смыслово.. Трогает и достает..Мелкие колкости в тексте "зашлифовать " не трудно...вы сами про них все знаете..
Удачи!

+1
+1
-1
Оцените комментарий

Спасибо.

Артур, "разметает" не "что Делает?", а "что Сделает?". ( глагол (личная форма), разговорное, изъявительное наклонение, будущее время, 3 лицо, единственное число, переходный, совершенный вид)

По размеру: если б писал как положено по размерам строк, вышло бы коряво

"Поливали огород
«Грады».
А в полках заждались на
Грады"
Если ты заметил, по ритму здесь присутствуют короткие строки
браво
в небо
правый
левый и т.д.
стало быть, если не брать в счет ударение, размер соблюден.

По ударению, даже не думал, что нельзя так "ударить", если речь о неодушевленном. Исходил от ударения "ждАли". Посмотрел в инете - ан нет, косяк! :)) Есть корявый вариант замены
"А в полках нас ждАли на
Грады" и не менее корявый "а в казармах" - это что пришло, пока пишу мессагу, наверняка, как говорит Павел, есть что-то более другое, надо подумать ) Благодарю за найденный косяк ;)

+1
0
-1
Оцените комментарий

Да, Алексей, скорее всего я не прав с будущим временем. Спутались во мне глаголы метать и мести. Беру назад замечание.

+1
+1
-1
Оцените комментарий

Вариант:
"Заждались кого-то награды,
А кого-то - бланки под "грузы"

+1
0
-1
Оцените комментарий

Спасибо )) Не вариант. В моем случае обезличенно, что и задумано, а здесь уже конкретика. Мне нужны именно "пустые бланки", как что-то страшное, пылящееся до поры до времени, но все знают, что в штабе и такие есть, и не дай Бог им понадобиться, а ты предлагаешь как свершившийся факт. Но это все на уровне ощущений, кто как чувствует и воспринимает поэзию. Это то, что составляет авторский почерк. У кого-то непременны внутренние рифмы, кто-то принципиально старается не использовать глагольные окончания строк, если есть возможность, и т.д. После НГ буду думать над этой песней. У меня вполне конкретный внутренний протест по поводу невозможности данного ударения, и мне его надо еще переработать, либо согласиться с инетом, либо искать прецеденты.

+1
0
-1
Оцените комментарий

+1. Хлестно, ярко, лаконично! Здорово! Успеха!

+1
+1
-1
Оцените комментарий

В стихах смещение ударения распространённая практика. В разговорной речи заждАлись вполне допустимо. Гладкость и вылизанность текста будут дисгармонировать с содержанием.

+1
+1
-1
Оцените комментарий

Спасибо, Лёша!

+1
+1
-1
Оцените комментарий

Лёш, песня не получилась. Тебя тащит не песня, а то что ты хотел в нее вложить. Косяки в выражении мыслей на каждом шагу. От курков и огрызавшихся от градов НУРСов до так и не заигравшего противопоставления правый-левый. Правый совпадает с "правильный", а левый имеет второй смысл только в разговорном жаргонном, - "случайный", и он в этой песне мимо кассы.

+1
0
-1
Оцените комментарий

Спасибо. Но мне достаточно того, что я сделал именно то, что задумал. И вот это: "От курков и огрызавшихся от градов" (песня максимально обезличенна, по сему не понимаю, по чему НУРСы должны огрызаться именно от "ГРАДов", тех же НУРСов, только залповых) "НУРСов до так и не заигравшего противопоставления правый-левый", и (особенно) музыкальное решение, хотя Артур и сетует на его простоту. Придумаю новый сюжет - будет новая песня.

+1
0
-1
Оцените комментарий

Лёш - глагол "огрызаться" пока что означает " демонстрировать ответную атаку", и применяется в сцепке с тем, на что огрызаются. Например "они орали что он виноват, он огрызался, что у него было мало времени понять ситуацию", "с двух сторон по нему стреляли, он огрызался короткими очередями". Либо в форме "огрызаться на", либо вводя причину ответа контекстно, как в двух моих примерах.
Далее: именно потому что грады тоже НУРСы, единственный смысл разведения их надвое - если НУРСы авиационные, из тех что "заходили на вираж браво". А тогда и всплывает вопрос, на кого огрызались эти НУРСы. "Огрызались наугад" очень случайное выражение для этих строчек. Попробуй пересказать прозой, что делали НУРСы - увидишь сам.
Далее - "курок" это та часть оружия, которая бьет по ударнику, который бьет по капсюлю патрона. Очень характерный косяк языка - путать "давить на спуск" и "спустить курок". Я вообще молчу. что если уж там авиационный налет, то ни на курок ни даже на спуск никто в кабине не давит, у летчика гашетка.
И - да, кажется я отследил смену правых и левых в последнем куплете. Но ненагруженность "левых" от этого никуда не делась.

+1
0
-1
Оцените комментарий

posadnik в пт, 2017-01-06 23:37
Если бы с таким же пристрастием изучали тексты многих, ставших знаменитыми и заслуженными, то они никогда бы не пробились к публике... :-)
Меня эта песня беспокоит исключительно вот в каком плане:
Понятен душевный порыв некоторых авторов взять серьезную (я бы сказал, святую для нас, или даже сакральную) тему. При этом нужно адекватно оценивать свой творческий потенциал, чтобы не внести в длинный список подобной "творческой продукции" свой вклад...
К сожалению, далеко не всем достает уравновешенности и "воздержания". И я глубоко соболезную членам различных конкурсных жюри, которым приходится проводить экспертную оценку: вроде бы, никакой ценности не представляет... но как сказать об этом автору? - тема-то вон какая!
Простите за использование данной конкретной странички не по назначению!
Это вопрос для широкого обсуждения на каком-нибудь бардовском семинаре (равно как и тема "авторского права в музыке")
И, чтобы не обижать автора невниманием к выставленному на конкурс произведению, хочу спросить: в чем все-таки состоит в данном случае принцип разграничения "правые-левые"? Это чисто авторская "классификация"? В моих ассоциациях всего два варианта: 1) термины из области противоборства политических сил; 2) в теологическом смысле: правые силы - ангелы, левые - соответственно...

+1
0
-1
Оцените комментарий

:)))
Ладно, притчу о сороконожке помню. Верующую часть портала с Рождеством!

+1
0
-1
Оцените комментарий

Блин, так и придется объяснять, по чему при ходьбе 40 ног не путаются. Замена фразы типа "боец нажал на спусковой крючок для удара курком по ударнику с целью механического накалывания/разбивания капсюля гильзы" литературной идиомой "нажал на курок" или "спустил курок" - абсолютно литературно правильна, хоть и не правильна технически. Особенно если прослеживать эволюцию курка - изначально живого человека, следящего, чтобы фитиль у пищали тлел, курился. Были и скобы, и колеса, тем не менее всегда это действие ассоциировалось с "произвести выстрел". Мне по барабану форма гашетки. Мне не важно, были ли НУРСы на вертушке, или хватило пулемета. В настоящее время технологически слабо развитые государства используют неуправляемые ракеты в стратегических целях. Неуправляемые реактивные снаряды «земля — земля» применяются на Ближнем Востоке повстанцами и террористами в течение нескольких последних десятилетий. Мне и это по барабану - на каком из Востоков происходит действие. Я имею ввиду по барабану при создании данного произведения.
Здесь "давит на курок" = "производит выстрел" (когда писал, в уме держал притчу от своего сенсея: какое оружие лучше - ПМ, М-16 или АКС? Правильный ответ - которое быстрее выстрелит)
"огрызались наугад" применимо для описания суматохи боя
место и время не имеет значения, так же как и личность лиргероя человека. Лиргерой здесь война. И наемники. Не важно, за какими лозунгами они скрываются.
Зря написал. Сороканожка ходит не запинаясь только до тех пор, пока не задумывается над причиной "незапинаия" )))

Владимиру: прав тот, кто сильнее/лучше вооружен/обучен/раньше успел убить. Его жертва оказалась "левой" на данный момент, не у дел... хотя могло быть и наоборот.
Времена войн "за отечество, ни шагу назад - за спиной родной дом" для сильных военных держав прошли, они воюют на чужих территориях, а те, кто мог бы произнести подобную фразу, в лучшем случае имеют в арсенале переделанный кустарный НУРС "кассам" из сплющенного обрезка трубы, на твердом топливе, а чаще просто карабин.

+1
+1
-1
Оцените комментарий

Алексей., понятно твое недоумение/раздражение как автора...
Но коль скоро вопросы у люде возникают, то основания для них (если пользоваться подходящей к случаю терминологией, "растяжки" и "мины") в тексте тобою заложены...
По моему вопросу: по слову "правый" никаких нет претензий, оно и в английском также означает правоту (хоть у них и левостороннее дорожное движение :-) ). Но, вот, второе значение "левый" в нашем современном языке можно толковать как "не легитимный", "не сертифицированный", "со стороны - в обход законов, без очереди". Я не знаю, как приложить это слово к контексту твоей песни...
И прости еще раз за критику! Надеюсь, она пойдет тебе на пользу. Главное, не опускай крылья! Тебе еще летать и летать :-)

+1
0
-1
Оцените комментарий

Я не знаю, правда, областей в нашем постсоветском пространстве, где не употребляется слово "левый" еще и как туфтовый, паленый, ненадежный, в моем же случае я его досконально объяснил постом выше - но я не филолог и не обладаю знаниями, как довести до тебя это, здесь действительно мой косяк. Есть еще одно правило помимо тобой приведенного о "непонятках" - недостаточность кругозора. (не в обидном смысле, а в том, что не возможно знать все и во всех областях, и вполне понятны нестыковки у людей разного социума, склада ума (гуманитарий, технарь) и опыта) И в данном случае можно пытать автора до победного, а можно поискать ответы на стороне, благо инет сейчас позволяет. Например, задать в поисковике "левый значение" либо что-то подобное. Твои поддевки наподобие крыльев я изучил за этот месяц в постах, так что не зацепило.

+1
0
-1
Оцените комментарий

Кстати, сам задал поиск - первое, что вышло: "Значение слова Левый по словарю Ушакова:
ЛЕВЫЙ левая, левое, противоп. правый. "
И мой ответ в предидущем посте " прав тот, кто сильнее/лучше вооружен/обучен/раньше успел убить. Его жертва оказалась "левой" на данный момент, не у дел... хотя могло быть и наоборот."
Вполне достаточно и такого определения "левого". Просто противоположность "правого", которого даже англичане признают.

+1
0
-1
Оцените комментарий

Согласен с определением твоим и Ушакова. Но вопрос остается: В чем, по-твоему, были неправы те, кто остался лежать?

+1
0
-1
Оцените комментарий

В том, что не успели первыми нажать на спуск/курок/гашетку и т.д. (о наемниках писал выше). Во всех своих песнях о войне я стараюсь показать, что нет в ней романтики, только грязь. Хотя иногда приходится писать и о людях в этой войне. И вот тут возникает сложность, тобою описанная - то, что многих тянет в эту тему, и моя задача показать героику, но оставить ощущение отвращения от самой войны.

+1
+1
-1
Оцените комментарий

Позвольте встрять в ваш высоконаучный спор. Господа !Мы все таки обсуждаем поэтическое произведение или выступаем в роли критиков на симпозиуме "лингвистов -баталистов " )))))Произведение у Алексея получилось..Лаконично, достойно и по стиху и по музыкальному решению,он донес главную мысль- призрачно и условно твое положение "правого или левого" в любом противостоянии . И в один момент, вдруг , нежданно - негаданно ты вдруг из победителя становишься жертвой.И каким "позором " могут обернуться твои вчерашние победы.И еще не известно, чьи имена будут вписаны в эти пресловутые "бланки"..И насколько лживы и ододневны гимны победителю...Все вышесказанное не отрицает продолжение работы над песней .Всегда найдутся недоделки........
.Хорошо бы Автору подумать над следующей своей "конструкцией:
":Поливали огород «Грады».
Огрызались наугад НУРСы.
А в полках заждались награды
И пустые бланки под «грузы». .....
.Само слово "огород" несколько озадачивает слушателя...Огород- огороженная территория , где происходит процесс созидания и взращивания ...в этом смысле разрушение огорода ( по песне ) есть особая,хорошая тема для отдельного произведения .В данном случае этот смысл уводит в сторону от основного - (правые и левые) , что не есть хорошо . Насаждая множество смыслов мы нивелируем основную тему. Опять же ..."поливали огород" фраза , несущая в себе процесс заботливого отношения и приумножения .По песне происходит обратное - разрушение..Противоречие. Смысл надо додумывать .Песня, ввиду своей скоротечности , не дает слушателю времени на это..
....."А в полках заждались награды" - сложная по звучанию ввиду своего выпадения из ритмического ряда. Вообще очень сложно будет вставить слово "награды" в мелодический окрас , выбранный автором. Надо поискать замену.И возможно придется переделать всю конструкцию, оставив смысл.
Удачи!

+1
0
-1
Оцените комментарий

Павел, по "наградам" писал выше, пока добавить нечего.
По "огороду" единственный смысл, который закладывал: залезть в чужой огород - огород, это личное, своё, та самая "малая родина", заботливо ухаживаемая, а здесь вместо ведерка из хозяйских рук его "поливают" ГРАДы - очередной мазок в картину о войне и ее отвратительности.
"Вообще очень сложно будет вставить слово "награды" в мелодический окрас , выбранный автором." - но я же вставил. Мои песни все-равно никто кроме меня не поет, так что под себя и пишу )
Благодарю за отзыв.

+1
0
-1
Оцените комментарий

По поводу этой песни у меня двойственное состояние. С одной стороны - интересная мысль разделения на "правое"- "левое", и в данном контексте вполне уместно.
С другой стороны, при первом же прослушивании почувствовала "картинность", "театральность", "ненатуральность" происходящего.
Сразу же цепанули в этом плане :
Поливали огород «Грады».
Огрызались наугад НУРСы.
А в полках заждались награды

Как человеку пережившему "грады", именно это место в песне - "фальшиво" в плане состояния эмоционального.
"Поливать" - это нечто мягкое, камерное, бережное. Только когда слышишь "Грады" - уже волосы дыбом, а не доведи господь это увидеть. Просто жутко.
Да какой огород. Там надцать огородов под "градами" (даже слова не могу подобрать) выворачивается...
И "грады" - "награды" - вообще не оттуда. Да рифма, но нечто однобокое, плоское получается.
А ведь песня эта - попытка донести правду войны, ее ужаса.
Мне кажется здесь надо еще думать, чтобы песня действительно состоялась.

+1
-2
-1
Оцените комментарий

Да дался вам огород! Вы стихи как читаете, когда время выпадает? С линейкой и циркулем? Неужели не понятно, что конкретный огород дяди Васи на краю села с" ГРАДом" совершенно не уживается в одной весовой категории? Не уж-то не слышали идиомы - "залезть в чужой огород"? По чему сложно представить, что конкретное поле боя для одних - впервые увиденный ландшафт с плюсами/минусами обороны/нападения, для других - родное. Свой огород, пусть даже все в поле за речкой происходит? По чему приходится объяснять, что паузы и тишина подчас страшнее грома, что прием соседства страшного и привычного, безобидного, в литературе не нов. Что, слово "смертушка" из книг вычеркнем, потому, что авторы смерти не видели, раз так ласково о ней? Кому как не мне все это и видеть и слышать, всю юность и молодость проведшему на самых секретных полигонах СССР, всю жизнь общавшемуся с людьми, побывавшими в горячих точках, служившему почти в горячей точке (Тбилиси - Гудаута 88-89 год, кто в курсе, поймет).
"Как человеку пережившему "грады", именно это место в песне - "фальшиво" в плане состояния эмоционального" - мой опыт говорит обратное. Именно ввиду смертей, крови, хирурги-реаниматоры, МЧС-ники, воины приобретают защитную способность психики - говорить обыденно об этих вещах, порой цинично. Ладно, прошу у всех прощения. Мне вообще не нужно было изначально лезть в полемику. Просто Лёшку люблю и захотелось ему оппонировать.
Всем удачи в конкурсе!

+1
+4
-1
Оцените комментарий

Алексей, поздравляю с победой в новом сезоне!

+1
0
-1
Оцените комментарий

У Вас интересные песни к которым возвращаешься, переслушиваешь.
Они достойны побед.
Поздравляю!

+1
0
-1
Оцените комментарий

Спасибо! Постараюсь соответствовать взятой планке.

+1
0
-1
Оцените комментарий

поздравляю с заслуженной победой!

+1
0
-1
Оцените комментарий