
Международный фестиваль Мир бардов проводится с целью сохранения и развития традиций бардовской песни как уникального культурного творческого явления. Оберегая экологию песни, организаторы и участники фестиваля не могут не заботиться о сбережении природы места проведения фестиваля, расположенного на особо охраняемых территориях — в Национальном парке Самарская Лука.
Рябцева поляна, становящаяся на 4 июньских дня фестивальной, находиться в зоне познавательного туризма и рекреационной зоне Парка. Это значит, что, хотя земли и не заповедные, но при пребывании здесь необходимо соблюдать правила, призванные минимизировать воздействие человека на окружающий ландшафт — флору и фауну. Правила эти просты, они изложены в Федеральном законе и в Положении о Национальном парке — двух основных документах, по которым живет НП "Самарская Лука".
Здесь разрешается:
— регулируемое посещение территории зоны по путёвкам, выдаваемым администрацией парка;
— осуществление благоустройства без элементов урбанизации и разрушения естественного облика ландшафтов;
— организация оборудованных туристических стоянок на маршрутах;
— организация познавательных экскурсий по специально организованным маршрутам,
— строительство баз отдыха, гостиниц, кемпингов, турбаз, визит-центра парка, предприятий общественного питания, торговли и других культурно-бытовых объектов в установленном порядке;
— маркировка и оборудование трасс маршрутного туризма, устройство мест стоянок для дневного отдыха и ночлега, смотровых площадок, экспозиционных участков для наблюдения за животными, информационных центров и пунктов, экспозиций, эколого-образовательных троп и маршрутов, причалов и т.д.;
— оборудование мест для купания и отдыха на воде;
— устройство кострищ с запасом топлива для посетителей;
— свободный сбор грибов и ягод, и любительский лов рыбы, осуществляемый в соответствии с правилами спортивного и любительского рыболовства;
— проведение ревизий обходов, необходимых лесохозяйственных и лесозащитных работ.
На территории зоны запрещается:
— сбор лесной подстилки, заготовка древесных соков и смол, дикорастущих растений;
— пастьба скота;
— нанесение на деревьях, постройках надписей и знаков;
— деятельность, влекущая за собой подтопление территории;
— мойка автомобилей;
— проведение экскурсий без разрешения администрации национального парка;
— размещение промышленных и бытовых отходов, занятие земельных участков под цели, не связанные с деятельностью национального парка;
— нахождение с любыми видами оружия, орудий лова, а также иными предметами, которые могут стать орудием нарушения режима особой охраны национального парка;
— самовольное ведение раскопок, вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность;
— применение ядохимикатов;
— сброс на рельеф местности, в водоёмы и водотоки любых сточных вод;
— деятельность, нарушающая красоту и живописность ландшафтов и влекущая за собой ущерб природной среде, в том числе нарушение местообитаний охраняемых растений и животных, загрязнение почв, вод, воздушной среды;
— замусоривание территории (акватории), уничтожение и повреждение природных объектов, памятников природы, …указателей, межевых знаков, квартальных и придорожных столбов, дорог и троп.
Таким образом, и это отражено в выводах специальной экологической экспертизы, при соблюдении природоохранных правил фестиваль может проводиться на выбранной площадке. А опыт проведения 1 Международного фестиваля Мир бардов, песенных слетов на Рябцевом поле показал, что и участники, и организаторы бережно относятся к природе Самарской Луки.
Только один факт. Перед началом 1 фестиваля коменданская служба обнаружила неподалеку от главной фествальной дороги гнездо в траве с несколькими отложенными яйцами. Были приняты меры — срочно участок гнездовья огородили, повесили предупреждающие объявления. И всё время фестиваля мимо проходили люди, над поляной звучали песни, а в двух шагах продолжалась лесная жизнь. К концу фестиваля в гнезде жадно раскрывали клювы выведенные птенцы, а их мама хлопотливо металась к ним и за кормом.
Особое беспокойство перед началом фестиваля вызывала вероятность попыток самовольного разжигания костров в неотведенных для этого местах. Однако, опасения не оправдались. Подавляющее большинство участников захватили с собой разнообразные портативные газовые плитки и примуса. Так была решена проблема с самостоятельным приготовлением пищи. А для тех, кто решил, что возиться с готовкой на фестивале не стоит, в торговом ряду работали столовые-кафе. Но и для любителей полевой кулинарии были оборудованы несколько костровищ с запасом дров.
А еще костры горели на специальных песенных площадках.
Но в любом случае под костровины аккуратно снимался дерн, а после фестиваля он был уложен так, чтобы ничего не напоминало о кострище.
Современное туристско-экспедиционное снаряжение снимает и еще одну проблему, с которой прежде сталкивались организаторы полевых мероприятий. Для нынешних палаток совершенно не нужны деревянные колья. Соотвественно, и походы в лес с топориками "за колышками" стали такой экзотикой, что легко контролируются. На фестивале же не было замечено ни одной палатки на деревянных распорках. Всевозможные дюралевые и углепластовые стойки весят меньше, а удобство их использоваия столь же очевидно, как и экологическая чистота их применения. Видимо, сегодня топоры можно уже смело исключать из фестивального инвентаря, прихватываемого на поляну участниками. Ни дрова колоть, ни вырубать колья не нужно, да и не дадут бдительные контролеры.
Еще одним бичом массовых меропрятий на природе является мусор. Но и в этом случае участники фестиваля проявили себя на редкость дисциплинированно, да так, что даже окурки потом не пришлось собирать. По всей территории проведения комендантской службой были размещены мешки-сборники мусора, и все отходы отправлялись в них, а затем, тщательно упакованные — в специальный накопитель для оперативного вывоза с поляны. Поэтому после окончания фестиваля даже на день, не то, что на неделю или дольше, мусор на поляне не оставался.