Впечатления члена Главного жюри15-го сезона Международного Интернет-конкурса бардовской песни*
Здравствуйте, братья и сестры по Авторской Песне. Желаю всем в наше трудное время здоровья и счастья.
Имел честь работать в составе Главного жюри 15-го Интернет-конкурса «Самарские барды» 2020 и получил много впечатлений разного плана и характера.
Скажу, прежде всего, что это большое удовольствие – погрузиться в творческую атмосферу нашего сообщества, наблюдать, изучать и впитывать энергию творчества соратников. Несмотря на достаточный опыт работы в жюри различных конкурсов АП, я ощущал большую ответственность а, порой, даже чувство смущения от того, что должен был ОЦЕНИВАТЬ произведения других авторов и исполнителей: ведь каждый работает по своим внутренним законам, и сохранить полную объективность, являясь «судьёй», чрезвычайно трудно.
Мне очень понравился (показался конструктивным!) идеологический и методологический подход организаторов к системе формирования и проведения конкурса. На первой план выдвигалась задача развития и продвижения ИМЕННО Авторской Песни как особенного ВИДА ПЕСЕННОГО ИСКУССТВА, что подчёркивалось в основополагающих положениях конкурса. И это очень важный момент: ведь в последнее время наблюдается чрезмерная тенденция к мультиформатности аналогичных, родственных мероприятий. Как результат, видим процесс размывания традиционных основ стилистики нашего искусства, снижение его поэтического уровня, отступление от органически присущей Авторской Песне мировоззренческой глубине, гражданственности, социальной ответственности. Всё больше и больше начинают доминировать на наших слётах, фестивалях и конкурсах настроения развлекательности, тематической расслабленности и потребительства, навязываемые эпохой меркантилизма и погони за призрачным «успехом».
На большинстве бардовских форумов доминирует совершенно посторонняя «модная» стилистика: рок, блюз, джаз, шансон, рэп, фолк, этно и т.д.
Само по себе это не хорошо и не плохо – так диктует время! Но мы всё же должны не только принимать это как данность, но каким-то образом и противостоять этим тотальным процессам, отстаивая и оберегая для себя и наших потомков анклавы романтизма, возвышенного мировосприятия – свои заповедные «острова сокровищ». И у меня возникло ощущение, что одним из таких заповедных «анклавов» и стал наш конкурс.
Подходя к вопросу с позиции конструктивной критики, хочу заметить: хороших песен было не мало, отчего возникло радостное ощущение, что народ наш в творческом отношении не иссяк, не выдохся, сердца наши ещё «для чести живы», что у людей есть желание делиться важными мыслями и чувствами. Однако, среди прослушанных мной полутора сотен песен, обнаружилось не так уж много произведений, вызвавших подлинное волнение и желание переслушивать их вновь и вновь. Оно и понятно! Ведь шедевры всегда единичны: среди бесчисленных вершин горного хребта возвышаются лишь редкие «восьмитысячники».
Хотелось бы отдельно отметить творческие дуэты Брусницыных и Шкодиных, показавших не только обширный, но и весьма высококачественный материал, я бы сказал, образцовой, классической авторской песни.
Обратила на себя внимание проникновенная песня Дмитрия Кукина на стихи Б. Кузнецова «Звёзды» – горькая лирико-драматическая баллада о легкомысленно потерянных шансах на счастье и бездарно растраченной жизни.
Тронула и взволновала глубина понимания сложности и многогранности женской души в «Колыбельной для любимой» Алексея Аракчеева.
Песня «Памяти Высоцкого» Александра Хохлова, несмотря на некоторые стилистические шероховатости, показалась мне лучшим из слышанных мной посвящений Владимиру Семёновичу. Помимо общей убедительности, эта песня ещё и чрезвычайно актуальна в наши дни, когда память о великом барде размывается, его личность и роль творчества подвергаются систематическому искажению и принижаются.
Невозможно не сказать и о преобладании в общем массиве представленного материала произведений отвлечённого, созерцательного, рефлективного характера. Песни истинно БАРДОВСКОГО звучания, в которых авторы показывают активную мировоззренческую позицию, готовы смело говорить на социальные, сакраментальные темы человеческого бытия, представлены в единичных экземплярах. Продолжателей духовных поисков Высоцкого и Галича почти нет.
В связи с этим вызвал некоторое разочарование специальный этап конкурса, в котором были представлены песни юмористического звучания. Характер заявленных произведений ярко продемонстрировал результат пагубного влияния на наши национальные представления «о смешном» телевизионных шаблонов последних десятилетий – передач формата «Камеди-клаб», «Наша Russia» и им подобных. К сожалению, из 36 представленных на этапе номеров, поставить оценку выше 0 рука поднялась всего 4 раза.
Но и тут нет худа без добра: данный прецедент полезен уже тем, что позволяет нам обратить внимание на эту особенность душевного состояния нашего общества и сделать соответствующие выводы.
В итоге хочется сказать слова благодарности всем участникам и организаторам конкурса. Поздравляю всех с удачно проведённым юбилейным – пятнадцатым! – сезоном. В плане организации хочется отметить ряд положительных черт мероприятия. Отличная идея – привлекать к работе в жюри лауреатов прошлых сезонов: таким образом созидается линия идейно-художественной преемственности конкурса. Прекрасно, что работа привлекаемых участников жюри проходит на бескорыстных, добровольческих началах (при этом, без клейма навязшего в зубах скрыто-корыстного «волонтёрства»). Показалась оптимальной система оценок «-1», «0», «+1» – ничего лишнего!
Вызывает, пожалуй, некоторое сожаление недостаток рекламы, широковещательной популяризации данного конкурса, что проявилось в относительной малочисленности номинантов-участников и довольно ограниченным географическим охватом представленных регионов. Желательно, чтобы такой уникальный бардовский интернет-форум получил максимально широкую известность и приобрёл бы в нашем цеховом сообществе авторитет, соответствующий его характеристикам и историческому статусу.
Как говорится, всем спасибо за совместно проделанную работу, и до новых встреч!
Владимир Капгер
май 2020
_________________
* материал публикуется в авторской редакции